-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "Новогодний маршрут" или "Я И ТЫ" или
Не дураками ль были все они, пока я не пришел?
И что они сейчас? Лишь кажутся они людьми, как зеркала,
Что отражают образ мой. Так выше голову, Дурак, держи.
Дурак поднимает голову. И что за сказки сочиняют глупые о духах, Как будто мнут постель они, Или скрипят и шаркают по коридорам, Или что набожны и будто бы сродни Небесным ангелам, Которые проходят в дверь, Иль, может, даже там стоят, И будто ангелы способны самый твердый взгляд
Смутить очами неземными, Не отведя от смертного пылающего взора. Входит Ангел. Его может играть мужчина, обладающий подходящим голосом, и в этом случае «она » нужно во всей пьесе заменить на «он». Актер может носить небольшое золотое домино и нимб, сделанный из металла. Все лицо может также быть закрыто красивой маской.
И все же странно, я не знал страннее вещи; Ведь до сих пор меня преследует виденье О том, что кризис духа настает И новый обретем мы взгляд на мир. Им, думаю, известен трюк, Чтоб наши мысли обратить для нужд своих в безумье.
Но почему ты палец приложил к губам И, крадучись, уходишь?
Дурак уходит.
(Видит Ангела.) Что ты? Кто ты есть?
Мне кажется, тебя во сне я видел,
Когда ребенком был. И эта вещь
вкруг головы твоей, —
Свеченье в волосах и ветвь цветущая;
Но больше я не грежу и не сплю.
А н г е л. Я — то создание,
которое ты вызвал.
Мудрец. Как — я вызвал?
А н г е л. Я посланец.
Мудрец. Что за послание ты мог такому
принести, как я?
Ангел (переворачивая песочные часы).
Что ты умрешь, когда
последняя песчинка
Достигнет дна в часах.
М у д р е ц. Но у меня жена
И дети, и ученики,
которых не могу оставить.
И почему я должен умереть,
ведь срок еще далек?
Ангел.
Ты должен умереть из-за того,
что ни одна душа
Не перешла порог небесный с той поры,
как школу
ты открыл,
Все заросло травою там и петли ржавчиной
покрылись,
И одиноки стражники, стоящие у входа.
Мудрец. Куда же попаду я после смерти?
Ангел. Чистилище ты отрицал, и потому
Его ворота для тебя закрыты; ты отрицал
Существованье Рая, — нет для тебя туда
пути.
Мудрец.
Тогда куда? Ведь Ад я тоже отрицал.
Ангел.
Ад — обиталище для тех, кто отрицает.
Они пожнут плоды того, что посадили
У Озера Пространств, и в Чаще Пустоты —
Скитаются и бродят души там и никогда не
прекратят
Оплакивать свое существованье.
Мудрец. Прости меня,
благословенный Ангел,
Я отрицал и этому учил других.
Но как я верить мог, пока прозренье это
Не снизошло ко мне?
Ангел. Слишком поздно для прощенья.
Мудрец.
О, если б раньше мог я
встретить этот взгляд,
Вот как сейчас. Но как,
живущий в сфере той,
Куда мы устремляемся неясною мечтой,
Как можешь знать сомненья наши ты?
Разлука,
смерть,
Страдание, гниение травы
и засухи, и бури — Вот те посланники, которые ко мне являлись. Так почему же ты молчишь? Прощение в своих руках
Ты держишь Божье, но мне его не дашь. Молчишь ты? Если бы не страх, Я руки бы поцеловал твои, нет, только край у платья.
Ангел. Когда весь мир исчерпан до конца, Душа его в тупик поставит и в тот самый миг,
от радости крича, над одиночеством своим смеяться станет.
Что значат смерть и голод, и болезни для души,
Что видит добродетель лишь в себе? Но душа не может,
Трепеща от восхищенья, обнажена Жить без смущенья, если рядом с нею целый мир.
Мудрец. Настолько трудно для тебя понять Сомненья наши, как и отбросить их — для нас. Но что за глупость говорю? Нет в целом мире ничего, что ты не мог бы знать.
Но дай мне год, нет, месяц, день, Дай ровно столько времени пока бежит песок, И я исправлю то, что натворил — всего за час.
Ангел. Хоть ты не вправе это исправлять, Но властию своей я позволяю, пока песок бежит,
Найти одну лишь душу, ту, что веру сохранила.
Одну лишь рыбу, у которой будут силы разметать
Икру среди камней, чтобы наполнить снова сети Рыбака.
Тогда ты сможешь, миновав Чистилища огонь, Мир обрести. Вдалеке поют ученики. Кто разум твой украл И где же он сейчас? Мудрец. Пришли мои ученики. Еще на небо не начнешь ты путь, Я душу ту найду. Они сказали, что не верят, Но то, что с детства повторяла мать, Не так легко из памяти изгнать. К тому же опровергнуть я смогу, что сам же доказал. И все же дай мне аргумент, идею
Посильней моих. Ангел. Прощай, прощай, От тяжести я времени устал. (Уходит.) Мудрец делает шаг вслед за ним и замирает. К о е-к то из учеников появляется с другой стороны сцены.
Первый ученик. Учитель, Учитель, вам нужно выбрать тему.
Входят остальные ученики вместе с Дураком, вокруг которого они танцуют. У учеников могут быть маленькие подушки, на которые они теперь садятся. Второй ученик. Вот тема — куда поде-вался ум Дурака? Поют.
Кто утащил твои мозги, Куда — никто не знает? Быть может, в паре башмаков Они сбежали сами? Дурак. Дайте мне пенни. Первый ученик. Учитель отыщет твои мозги.
Второй ученик. А когда они отыщутся, тебе уже не нужно будет выпрашивать пенни.
Третий ученик. Они спрятаны где-то в барсучьей норе, Но старую свечку ты должен держать, Если хочешь их там отыскать. Четвертый ученик. Мозги вверху, над облаками.
Дурак. Дайте мне пенни, дайте мне пенни. Первый ученик (поет). Я видел, мозги закатились, — По следу я их найду, — Туда, где барсук бормочет — В черную нору. Второй ученик (поет). Нет, ангел украл твой разум В ту ночь, как родился ты. Висит он теперь, как тряпка На роге у луны. Мудрец. Замолчите. Первый ученик. Разве вы не видите, что он встревожен? Ученики садятся.
Мудрец. Nullum esse deum dixi, nullam del matrem: mentitus vero: nam recte intelligent! sunt et
deus et dei mater1.
Первый ученик.Argumentisigiturproba; nam argumenta poscit qui rationis est particeps2 Мудрец. Pro certo habeo e vobis unum qui-dem in fide perstitisse, unum altius quam me vi-disse3.
Второй ученик. Вы ответили за нас. Третий ученик (шепотом Первому ученику).
Будь осторожен в словах; Если он склонит тебя к спору, То только всех нас засмеет. Первый ученик. У нас не было разума, пока вы не воспитали его в нас. Мудрец. Quae destruxi necesse est omnia reaedificem4.
Первый ученик. Наес rationibusnondum natis opinabamur:
nunc vero adolevimus: exuimus incunabula5. Мудрец. Боитесь мысли высказать свои. Из-за того, что, если мне перечат, зол я и горяч.
Я не виню вас, но прошу оставить страх, И если есть здесь кто-нибудь, с улыбкой на губах
Выслушивавший доводы мои, как будто бы они сладки,
Как молоко, в них только горечь находя, Ему я благодарен буду, пусть только выскажется не тая.
Первый ученик. Таких среди нас нет, Учитель. Нет никого, кто не находил бы ваши доводы приятными, как молоко. Мудрец.
Те мысли, что вам с детства внушены Не так хрупки — их нелегко разбить. Второй ученик. Но мы уже не дети. Первый ученик. Non Jam pueri sumus; corpus tantummodo ex matre fictum est6. Второй ученик. Docuisti; etnobispersua-detur7.
Мудрец. Mendaciis vos imbui, mentisque si-mulacris8.
Второй ученик. Nulli non persuasisti9. Остальные ученики (хором). Nulli, nulli, nulli10.
1 Я говорил, что нет ни Бога, ни Божьей матери, но я лгал, ведь для знающего истину есть и Бог, и Божья матерь. (Пер. с лат.)
2 Тогда предоставь доказательства, ведь участие в споре требует доказательств. (Пер. с лат.)..
3 Я считаю истинным учеником того из вас, кто упорствовал в вере и видел дальше меня самого. (Пер. с лат.)
4 Необходимо восстановить все то, что я разрушил. (Пер. с лат.)
5 Те мысли мы считали еще не созревшими, но ныне мы выросли и сбросили пеленки. (Пер. с лат.)
6 Но мы уже не дети — только тело нам досталось от матери. (Пер. с лат.)
7 Ты нас научил, и теперь он нами убежден. (Пер. с лат.)
8 Я пропитал вас ложью и подобием разума. (Пер. с лат.) ‘ Ты никого не убедил. (Пер. с лат.) ‘»Никого, никого, никого. (Пер. слот.)
Мудрец.
Я обманул вас — где мне взять слова?
Нет мыслей, — вычищен мой разум.
Посланники на облаке из пламени стоят
И улетают, если мы осмелимся спросить,
А после вавилонская луна
Стирает все.
Первый ученик (другим ученикам).
Мне кажется, имеет он в виду,
Что мученики и провидцы, в трансе выше
воспарив
Небесных сфер, там, просветлев, —
так говорит
Теория — свет горний могут растерять
И путаться в речах, едва глаза
от сна раскрыв.
Второй ученик.
Как хорошо он имитирует причуды речи их.
Третий ученик. Их вид загадочный.
Четвертый ученик.
Пустой и пристальный их взгляд.
Как если бы какое-то крылатое
создание они
узрели
И не сойдут уж после до простых людей.
Первый ученик.
Учитель, все мы знаем — правда постижима
Лишь разумом неторопливым и холодным,
Как будто гладким зеркалом, что отражает
Неизменный мир; не должен
разум плавящейся
сталью быть,
Которая, шипя и булькая, вдруг испарится,
превратившись в дым.
Мудрец. Когда расплавится и испарится,
Они и появляются — как будто бы четвертой
формой вещества
Помимо трех, которые уже в печи1.
Первый ученик. Нет никого из нас,
Кто бы насмешек ваших не слыхал
Над этими вещами. Их мы не забыли.
Мудрец.
Невероятное случилось — вдруг явился
Некто, будто серый ястреб с неба,
И все, что я считал неправдой,
стало правдой.
Первый ученик (другим ученикам).
Подумать можно, по тому, как говорит,
как будто это пережил он.
Нет лицедея, что сравнился б с ним.
Как будто он — обычный человек.
Второй ученик. Argumentum, domine,
prefer2.
Мудрец.
Какое доказательство еще вам нужно,
что ангел
Мгновение назад стоял на этом месте? Ученики поднимаются. Третий ученик. Приснилось это вам. М у д р е ц. Не спал я, как не сплю сейчас. Первый ученик (другим ученикам). Мне кажется, все стало сном тотчас, что знаю.
Он хочет показать, что доказательств нет Реальности существованья. Второй ученик. Есть доказательство, что мы не спим — Мы видим все одно и то же, Тогда как у любого из мечтателей свой мир —
Его другой не может видеть. Третий ученик. Но Тэйге видит ангелов. И если уж Учитель говорит, что ангела он видел,