-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
5.Нарушения поведения в прошлом: прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, употребление наркотиков (в каком количестве, как часто, в течение какого времени, каковы были последствия этого, имеется ли зависимость), побеги из дома, задержание милицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему.
6.Наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельства, при которых они возникали; совершались ли суицидальные попытки, когда, каким был выбранный способ, кому они были адресованы. Если возникают затруднения при ответе на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни, можно предложить наводящие вопросы: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как переносит разлуку с теми, к кому привязан, когда и кто несправедливо его наказал, где, в каком обществе, с кем почувствовал себя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался. Как ищет выход из подобных ситуаций? Не пребывает ли в настоящее время в какой-либо психотравмирующей ситуации? 7 Перенесенные заболевания и травмы: как они сказались на самочувствии, на учебе, работе и на положении среди коллег. Наличие в настоящем и прошлом жалоб на здоровье, нарушение сна, аппетита, настроения. Даже если складывается впечатление, что сотрудник симулирует, стремится имитировать у себя несуществующую болезнь, такое поведение нередко наблюдается у тех, кто имеет определенные психические отклонения, и в этом случае следует рекомендовать ему консультацию у врача.
8.Особенности характера. Можно начать с вопроса: «Я хотел бы узнать, каким вы видите самого себя. Расскажите мне, какой вы человек». Дальнейшие вопросы должны затронуть социальные навыки и отношения: открытость или сдержанность, количество друзей, самокритичность, уровень самооценки. Легко или с трудом устанавливает контакты? Насколько легко преодолевает состояние одиночества? Насколько зависит от других людей? Застенчив ли, замкнут, боек, жизнерадостен, способен без труда выразить себя? Как меняется настроение: быстрые перепады или незначительные колебания? Озабоченный проблемами или веселый? Обидчивый или уравновешенный? Злопамятный или отходчивый? Педантичный или беспечный? Импульсивный, имеет живую фантазию? Раздражителен, агрессивен, склонен к насилию? Как реагирует на неприятности и на перемены в жизни? Полученные от сотрудника в ходе беседы сведения нужно дополнить и сопоставить со своими наблюдениями и с данными из других источников информации о нем.
9.Отношение к работе в организации: относится ли к работе положительно, с желанием, безразлично или негативно. Когда сложились подобные установки: еще до прихода в организацию или уже во время работы? Как воспринимает условия и характер работы, быта, взаимоотношений, как адаптируется к новой обстановке, какие испытывает проблемы, к чему труднее всего привыкнуть?
Если сотрудник высказывает негативные установки, недовольств во теми или иными условиями работы, не следует открыто осуждать его за это мнение либо оценивать с позиции «чем он лучше (хуже) других». Следует иметь в виду, что затрудненная адаптация к работе на новом месте чаще всего наблюдается у сотрудников с плохим психическим здоровьем, и поэтому может потребоваться вмешательство менеджера по персоналу или консультация психиатра.
После первой беседы с сотрудником начинается его всестороннее изучение. Так вполне можно обнаружить его общительность или замкнутость, живой веселый нрав пли склонность к унынию, тревожную озабоченность или нарочитую браваду, подчеркнутую деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливость или суетливость и поспешность в мыслях и действиях, болтливость или осторожную осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональную неуравновешенность.
Значительный объем информации может быть получен от коллеги по работе, которым сотрудник нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих начальников, к кому он тянется, с кем устанавливает взаимоотношения, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию, можно увидеть, кто в организации неформальный лидер, кто оказался в положении изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.
Следует обратить внимание на особенности строения тела и внешнего вида сотрудника. Предметом насмешек коллег и тягостных переживаний могут служить избыточная полнота или чрезмерная худоба, а также мелкие физические недостатки (большой нос, кривые ноги и т. п.). Татуировки на теле порой отражают принадлежность к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь»). Следы инъекций на предплечьях, между пальцев, в подмышечных впадинах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных инъекций наркотических веществ. Признаком употребления наркотиков порой служат бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, превращение лица в «маску клоуна», широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки.
Все перечисленное дает немало сведений для оценки психического состояния сотрудника. Их следует дополнять информацией из других источников. Необходимо постоянно интересоваться мнением сослуживцев, коллег. Относительно сотрудников, у которых подозревают психическое или личностное расстройство, запрашиваются дополнительные сведения: характеристики с мест учебы, работы, сведения от родителей, супруга (супруги), из правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и т. п. Эти данные могут оказаться необходимыми и в случае углубленного обследования сотрудника у врача-психиатра.
Методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье
Если в ходе первичной беседы, во время последующего наблюдения в период работы или по данным имеющейся документации сильно подозрение о наличии у сотрудника каких-либо психических отклонений, руководитель рекомендует ему обратиться за консультацией к врачу-психиатру (психоневрологу) для установления диагноза, назначения лечения.
При направлении сотрудника на консультацию к психиатру представляется характеристика, в которой должны быть подробно (в виде фактов, а не рассуждений) изложены результаты изучения, связанные с его деловыми и морально-психологическими качествами, а также особенностями характера, поведения, взаимоотношений, нарушениями трудовой дисциплины, их причины, принимавшиеся меры, наблюдавшиеся отклонения в психическом состоянии, мнение Руководителя (менеджера по персоналу) об их влиянии на исполнение обязанностей. Только врач-психиатр способен установить диагноз психического заболевания.
Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар служат наличие у сотрудника психического расстройства и заключение врача-психиатра о необходимости проведения обследования или Лечения в стационарных условиях либо постановление прокурора Или определение суда.
Если у сотрудника отсутствует психическое заболевание, но имеется предрасположенность к личностным расстройствам, дальнейшую работу с ним осуществляет психолог (менеджер по персоналу). Для этого сотрудника составляется программа психологической коррекции, ему назначаются индивидуальные воспитательные меры. Поел завершения процедур проводится повторное психологическое ил психофизиологическое исследование.
Методика работы руководителя по сохранению психического здоровья сотрудников. Направления работы руководителя в рамках раз работки дифференцированного подхода к укреплению психического здоровья персонала таковы:
создание автоматизированных диагностико-консультационных систем, направленных на укрепление физического состояния и психосоматического здоровья сотрудников, которые обеспечивают формирование индивидуальных оздоровительных рекомендаций;
совершенствование диагностики изменений состояния психосоматического здоровья у сотрудников организации и факторов риска, нарушающих нервно-психический статус;
разработка специальных тренинговых программ, позволяющих? осуществлять персонификацию методов психической самозащиты личности сотрудников.
В системе внутриорганизационного обучения хороший результат дает ознакомление персонала с приемами сохранения психологического комфорта: это занятия по темам «Психическая саморегуляция», «Управление стрессом», «Приемы тренировки памяти, внимания», «Избавление от вредных привычек»
Можно указать главные Принципы, на которых основана управленческая деятельность руководителя организации по сохранению психического здоровья сотрудников:
1. Рациональный режим труда персонала; правильное распределение сил во время выполнения как физической, так и умственной работы. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена простоя периодами напряженной, авральной работы. Кроме того, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления.
Рациональная организация рабочего дня позволяет уменьшить непродуктивный расход времени, снизить энергетические затраты сотрудника. Так, отказ от чтения ненужной корреспонденции экономит 30 мин в неделю, отказ от чтения газет и журналов, не связанных с работой, — 120 мин, отказ от пустых разговоров по телефону — 180 мин, отказ от приема случайных посетителей — 240 мин. В некоторых компаниях принято проводить совещания стоя, что позволяет обсуждать все вопросы более оперативно.
2. Организация рабочего места каждого сотрудника с учетом эргономических требований (рациональное расположение оборудования, инструментов, рабочих материалов, достаточное и равномерное освещение и др.).
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36