-
Надеюсь, Вам понравятся произведения "ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ" или "ПОЛЕТЫ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ" или
Схема интерпретации. Поскольку норм пока нет, трактуем профиль по «сырым» баллам; оцениваем высоту расположения полученного профиля по сравнению с усредненным (от 10,0-10,6 до 6,5-9,5), с учетом возраста и пола обследуемого. Например, весь профиль SSS может быть явно снижен, — подобное снижение активности, стремления к внешней стимуляции отмечено как тенденция личности испытывать затруднения в удовлетворении этой потребности в конвенциональном обществе, фрустрация ее в связи с социальными запрета ми. Отклоняющееся поведение рассматривается как компенсаторное направленное на преодоление фрустрации. Было отмечено, что в многих случаях оно обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне общей неразвитости у подростков сферы потребностей, а также проблемами процесса социализации.
Цель занятия. Выявление уровня конституциональной предрасположенности к наркотизации.
Методика. Используется методика «Склонность к поиску ощущений» М. Цукермана.
Порядок работы. Методика может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Она предназначена для лиц не моложе 13 лет, при проведении обследования необходимо учитывать специфические особенности группы, скажем профессиональную принадлежность. При работе с группой исследователь раздает испытуемым бланки и текст опросника и зачитывает инструкцию, согласно кот рой респонденты должны ответить на каждый из 40 вопросов в соответствии со следующей схемой:
А — «да, верно»,
Б — «затрудняюсь ответить»,
В — «неверно».
Схема обработки. Каждая из четырех шкал опросника включает по 10 вопросов (инструкцию, список вопросов и ключи см. в приложениях 25.1-25.3). При каждом совпадении ответа на вопрос с ключом засчитывается 2 балла, при несовпадении — 0 (позиции А и В), в случае промежуточного ответа («сомневаюсь», позиция Б) — 1 балл.
Находим «пики» и «провалы» индивидуального профиля по сравнению с усредненным профилем (за пределами N + 2 балла по каждой шкале). Проводим содержательную интерпретацию высоких низких значений по отдельным шкалам.
Контрольные вопросы
1.Каковы возможные пути компенсации склонности к риску в социально-приемлемом ключе?
2.В каких прикладных сферах целесообразно использовать опрос- 1 ник, направленный на оценку склонности к риску?
Приложение 25.1. МЕТОДИКА ЦУКЕРМАНА. СКЛОННОСТЬ К ПОИСКУ ОЩУЩЕНИЙ
Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача — выбрать подходящий для вас вариант ответа. А — «да, верно», Б — «затрудняюсь ответить», В — «неверно») и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Отвечая, помните:
о вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Если вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышление, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 мин;
о старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно; не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов;
о если вам кажется, что вопрос не имеет к вам отношения, постарайтесь вообразить, что он к вам относится, ответ все равно нужно дать;
о помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление; свободно выражайте свое мнение.
Приложение 25.2
ВОПРОСЫ
1.В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.
2.Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.
3.В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.
4.Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.
5.Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.
6.Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.
7.Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
8.Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены
переменами.
9.Мне неприятно видеть экстравагантные прически.
10.Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.
11.Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.
12.Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.
13.Я бы стал учиться управлять дельтапланом.
14.Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.
15.Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.
16.Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.
17.17.- Я люблю заплывать далеко от берега.
18.Совершенно не представляю себя альпинистом.
19.Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления.
20.Мне нравится одеваться необычно.
21.Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.
22.У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.
23.В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.
24.Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.
25.Иногда мне хочется сделать нечто пугающее.
26.2В. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.
27.Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.
28.Тяжело уживаться в коллективе с занудой.
29.Мне страшно нырять с высокой скалы.
30.Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.
31.Жаль тратить столько времени на сон.
32.Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.
33.Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.
34.Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.
35.Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.
36.Человек, действия которого предсказуемы, — зануда.
37.Я бы хотел понырять с аквалангом.
38.Мне очень нравится преодолевать трудности.
39.Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.
40.Мне нравится слушать новую и необычную музыку.
Приложение 25.3
Ключи к шкалам опросника SSS
TAS
+
2
10
12
13
17
18
25
29
34
37
BS
+
5
6
8
15
1В
21
22
28
31
36
ES
+
4
9
14
20
24
26
30
33
35
40
UA
+
1
3
7.
11
19
23
27
32
38
39
Шкала TAS (поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI (Собчик, 1990).
Шкала BS (непереносимость однообразия). Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BS указывает на склонность к монотонной, рутинной работе.
ES (поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ES коррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PF и указывают на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста консервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для работников сферы обслуживания.
UA (неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами получена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста отношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г Фрилинг (см.: Кононова, 1995).
Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном профиле пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные.
Низкие значения по шкале UA дают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и большой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UA коррелируют с низкими значениями по шкале H.
С другой стороны, низкие значения по шкале UA показали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «ушлые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся укло-< ниться от выполнения должностных обязанностей (за ними требуется постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UA имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответствен-; ность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.
Рекомендуемая литература
Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000. Исакова О. П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.. КАРО, 2004.
Корнилова Т В. Психология риска и принятия решений. М.. Аспектпресс, 2003.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина и К. С. Лисецкого. М.. Изд-во Института психотерапии, 2001.
Занятие 26. Ранняя профилактика приобщения к наркотикам
О. П. Исакова
Вводные замечания. Споры о том, в каком возрасте наиболее целесообразно начинать профилактику, направленную на предотвращение пристрастия к наркотикам, и в какой форме ее проводить, не утихают среди психологов с того самого времени, как научное сообщество встало перед фактом эпидемии наркомании среди подростков в России и столкнулось с необходимостью выработать адекватные меры противодействия.
Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что первичные профилактические меры лучше проводить в дошкольном и младшем школьном возрасте, а поскольку самым эффективным способом нравственного и духовного воспитания, преподнесения детям общечеловеческих истин служит сказка, то о наркотиках и о том, почему они так опасны, с детьми тоже можно говорить «сказочным языком»
Цель занятия. В метафорической, «сказочной» форме предоставить ребенку информацию о наркотиках.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36